частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии
книга Натальи Пушкарёвой
Невозможно вдохновляться деталями традиционного костюма, использовать принты и формы предметов быта без понимания менталитета людей Русского Севера, без понимания законов жизни, порядка, которому была подчинена их жизнь.

Люди на Севере были более свободны, чем в других регионах России, их не коснулось крепостное право или монгольское иго, они никогда не находились под гнетом завоевателей. Но как протекала жизнь женщины, которая считалась зависимой от семьи и мужчины. Можно ли готовить о какой-то свободе выбора? Можем ли мы сравнивать традиции с сегодняшней реальностью?

Чтобы разобраться в этом, сначала стоит узнать, как женщины жили в центральной России, откуда распространялись все указы и порядки в отдаленные регионы. Об этом и рассказывает книга «Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии».
Надо сказать, что я была поражена, насколько узкой оказалась роль женщины несколько веков назад. Церковными канонами, которые определяли жизнь людей после крещения Руси, женщине приписывалась роль безэмоциональной матки, имеющей одну задачу – воссоздавать потомство. С учетом высокой смертности и короткого срока жизни, делать это предполагалась с подросткового возраста каждый год. Ни о какой любви или тем более страсти речь не шла. «Любосластвовать» запрещалось четыре длинных поста в год, по средам, пятницам, субботам, воскресеньям и во время церковных праздников. То есть всегда.

Любовь вообще не имела ничего общего с тем, что мы подразумеваем под этим словом сегодня. Важнейшим правом женщины является возможность самостоятельно выбирать и оказывать влияние на выбор партнера. В Древней Руси вступление в брак представлялось как «умыкание» девушки, и по существующим источникам XI века было принято добиваться ее согласия. Но после появления брачных договоров девушку уже никто не спрашивал ­– все решали родители.
Возможно, мы сгущаем краски, и в крестьянской среде с волеизъявлением женщины все было не так плохо, но свидетельств о реальном укладе жизни того времени почти нет. Это либо церковные тексты, предписывающие «как должно быть», вроде свода правил управления семьей, одно название которого – «Домострой» – коробит нас сегодня. Либо это судебные дела, ничего хорошего не освещающие, зато свидетельствующие, что мужья регулярно избивали жен, изменяли, а женщины крепко пили, чтобы забыться от горя. Это сказы и повести, в которых мы видим только идеал женского персонажа, если он вообще упоминается в тексте. И – частная переписка, которую вели только представители дворянства, всегда имеющие «писчего» или «читающего», то есть ничего особо личного из нее не узнать.

Повести и сказы – отдельная песня. До XV века о женщинах просто не говорили. Потом появились безликие и безэмоциональные красавицы, ожидающие своего добра-молодца дома. И только в XVI веке образы героинь стали объемнее и сложнее, в женщине стали ценить не только «красоту лица», «тихость», «верность», но и «разум».

Фольклор рассказываем нам, что в крестьянской среде все было немного лучше. Страсть, свобода противиться желанию родителей, измены, разводы, матери-одиночки ­– всем этим, как и сегодня, жили простые люди. «Стыд не дым – глаз не выест» – поговорка как искорка свободы в бесстрастном мужском мире Древней Руси, в котором московских дворянок заточали в терема на долгие годы жизни.

Свободы очень номинальной. Способом выживания у крестьян был труд. Встав с петухами в четыре утра, покормив скот и приготовив еду на семью, убрав дом, женщина пахала в поле до захода солнца, а потом садилась прясти и вышивать. «Хитроручное изрядство» было необходимым навыком каждой русской девы, и только в нем она могла найти немного свободы и медитативное успокоение от тяжелой женской судьбы.
Но дело даже не в оковах быта или церковных правилах. Судя по дошедшим до нас источникам, сами мысли женщины были целиком посвящены семье. Наличие мужа и детей было единственным оправданием ее жизни. Только в XVII веке, когда по необходимости женщине пришлось заниматься не только бытовым хозяйством, но и экономикой дома, она начала «входить в раж», получать удовольствие от понимания своей новой власти. А значит – свободы.

Позже это переросло в желание не только «быть», но и «слыть» – перед подругами и родственниками, мужем и детьми. В этого момента женщина принимает активное участие в жизни семьи, ратует за супруга, «по своим каналам» устраивая его служебное положение, применяет женское обаяние в коммерческих целях, решает вопросы землевладения и ведёт предпринимательскую деятельность, становясь тем самым «тайным советником», о котором мы так много слышим сегодня в историях о великих мужчинах.

Естественно, в официально мужском мире женщина остается бесконтрольным элементом, который легче изолировать, чем вписать в систему. Поэтому понадобилось еще несколько веков борьбы за базовые гражданские права.
Можно еще много говорить про изменение отношения к страсти, к детям, к здоровью и самой себе, но я очень советую прочитать книгу, потому что сегодня во времена моды на феминизм, чтобы иметь свое мнение, нужно разбираться в истории вопроса. А понимание того, что сила женщины в ее одновременной чувственности и осознанности дает тот уровень свободы, который не остановят никакие социальные рамки.

Электронная версия книги на сайте издательства

В статье используются фотографии купеческих портретов разных авторов из собрания Исторического музея.
Made on
Tilda