минимализм в моде
Почему я решила написать про минимализм? В последних коллекциях fy:r – воланы, принты, многослойность, сложный крой – казалось бы, где тут минимализм?
Но это как создавать гардероб – сначала собираешь базу, а потом уже на нее нанизываешь свои уникальные детали, развивая чувство стиля.

Раньше мы были проще, убирали все, что казалось лишним, неактивно работали с цветом и принтами. Сейчас понемногу нащупываем свое и глубже погружаемся в интересующие темы. Последнее – ключевое.
И мне не было бы обидно, когда нас называют скандинавами и минималистами, если бы под этими понятиями многие не подразумевали базовые платья в пол.

Я написала эту статью, чтобы больше людей понимали, что минимализм – важное, интересное, сложное явление в моде XX-го века, несущее под собой основную идею – свободу, что очень нам близко, ведь с этого начинался дизайн fy:r.

Если вы из тех, кто понимает, почему Черный Квадрат висит в музее и не пытаетесь доказать друзьям, что нарисуете так же, можем продолжать.
Коллекции fy:r
Вся история одежды двадцатого века – история минимализма.

Этот стиль можно назвать отправной точкой, чистым листом, к которому дизайнеры возвращаются в моменты благополучия или кризиса для переосмысления себя и изобретения новой моды.

Минимализм довольно сложно описать, гораздо легче сказать, чем он не является. Но термин впервые появился не в моде, а, конечно, в искусстве, когда группа художников и скульпторов из Нью-Йорка решила отказаться от привычных художественных способов и выбрала новую модель, в которой физическое воплощение созданного объекта было намного проще, чем концептуальное.

В 1960х Дональд Джадд в своих работал исследовал объем, пространство, интервал и цвет. Он обратил внимание на взаимосвязь между объектом, зрителем и окружением, концентрируясь на форме, ритме, пространстве вокруг. Свое произведение «Untitled» – вертикально расположенные блоки из алюминия и акрила, прикрепленные к стене на подобие полок – он описывал как «Простое выражение сложной мысли».
Дональд Джадд, Untitled
Это определение достаточно точно суммирует то, что олицетворяет минимализм в моде – желание создавать практичную и функциональную, но технически и концептуально безупречную одежду.

Минимализм не появился из ничего. Художники, писатели, архитекторы, работавшие в начале 20го века в стиле Модернизм стремились утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, диктуемые временем.

И упрощение женского платья было не капризом моды, не мимолетным трендом, а общественной необходимостью.

Дизайнеры искали возможность переосмыслить назначение женского гардероба, и современность требовала укорачивания юбок и упрощения силуэта и смыслов.
Модернизм в искусстве
Коко Шанель, которая во Франции начала одевать девушек в легкие трикотажные костюмы и брюки, хотела избавиться от всего лишнего, дать свободу движению, а значит и жизни. Мода следовала за желанием женщины быть не декоративным элементом, а полноправным членом общества. Декоративность в одежде также исчезала.

В создании функциональной одежды, в которой женщина могла двигаться, жить, путешествовать, а главное – работать, стремление к минимализму сыграло важную роль.
Коко Шанель, 1920s
Эта тенденция проявляется на протяжении всего XX-го века. В промежутках между всплесками феминизма в 1950-х и 1980-х мы видим возвращение к супер-женственному стилю и открытой сексуальности, но эти годы сменяла новая волна авангардных дизайнеров, отвергающих любую декоративность и гендерное неравенство.

Женская одежда становится проще, чтобы соответствовать все возрастающей сложности жизни и мультизадачности. В 2017 это выливается в гардеробы по подписке, универсальные капсулы на любой жизненный случай и тренд на униформу.

В то же время минимализм реагирует не только на самоопределение женщины в обществе, но и на экономическую составляющую. В годы достатка и переизбытка потребления общественность возвращается к простоте и элегантности. Чистота линий, безупречный крой и качество тканей становятся новой роскошью.

А в кризис эстетика минимализм просто не дает падать духом, обращая внимание на человеческие ценности, для которых не требуется бюджет.
Comme des Garcons 1980's by Peter Lindbergh
Если говорить не о красоте, а о технологиях, то минимализм стал прямым продолжением промышленной революции. Массовое производство требует стандартизации, то есть упрощения лекал и технологии, и как следствие – избавления от излишней декоративности ради уменьшения себестоимости продукта. Минимализм в начале прошлого века делает моду доступной новым социальным группам населения.

Сегодня массовое потребление, а следовательно производство вышло на уровень огромных тиражей и диктует свои правила, которые ведут не к упрощению конструкции, а к ухудшению условий труда. Это уже не про минимализм. Я всегда удивляюсь, когда вижу рюшечки, бантики, блестки и тонну деталей на платьях, явно купленных в переходе. Представляю трудозатраты и условия, в которых создан этот объект-«вырви глаз».

Эстетика минимализма сейчас, наоборот, выводит на первый план свое концептуальное значение, распространяясь не только на одежду, но и на стиль жизни. В 90е это был деконструктивизм, поиск новых смыслов, работа с изнанкой жизни и моды. Но сегодня, в век переизбытка потребления и информации, мы опять возвращаемся к простоте. И можно говорить о более понятной для многих идее – осознанном потреблении. Жиль Зандер еще в 2010 отметила, что минимализм стал менее концептуальным, более комфортным, связанным с гедонизмом и интуитивным понимаем того, как следует жить.
Минимализм в коллекциях 2016-2017
Сегодня очень сложно создавать уникальное, а не просто заниматься украшательством и бездумным декорированием. Дизайнеры стараются использовать самые лучшие художественные и функциональные аспекты прошлого для создания нового, чистого, совершенного продукта. И именно это объединение прошлого успеха с современным мировоззрением выводит эстетику минимализма за рамки быстрой моды и моментального потребления.

Такие вещи будут актуальны всегда. Какие бы модные тенденции не правили бал, элегантность и чистота линий всегда найдет место на этой вечеринке, выделяя обладательницу из толпы гостей.

Последнее время я все чащу хожу на выставки и провожу время на страницах электронных коллекций мировых музеев.
Галереи создают специальные проекты, в которых можно с пользой пропасть на пару часов.
Проект о модернизме на сайте музея Victoria & Albert
Проект Музея Metropolitan о Коко Шанель на сайте Google Arts&Culture
Made on
Tilda