ИНТЕРВЬЮ с юханном никадимусом

О проекте реконструкции кокошников, почему это сегодня актуально и о личном вдохновении
Юханн Никадимус создает волшебство и обучает этому других. Кокошники, для которых Юханн ищет аутентичный вручную созданный жаккард, антикварную фурнитуру и настоящий речной жемчуг — произведения искусства, мостик из прошлого в современность. Они не сравнятся с экспонатами в музеях, потому что потрогать, примерить или сделать самому такой головной убор означает понять всю метафизику процесса создания, который для человека чаще важнее результата.
Я, как дизайнер одежды, создающий актуальные образы, вдохновленные традицией, считаю, что возрождение ремесла так же важно, как поиск его современной интерпретации. Потому что иначе культура, созданная нашими предками превратится в забытые фантастические миры, с которыми уже будет сложно себя связать.

Мы расспросили Юханна о его проектах, почему он считает, что реконструкция традиционных головных уборов сегодня может быть интересна не только узким специалистам и что вдохновляет самого Юханна.
– РАССКАЖИ ПРО СВОЙ ПРОЕКТ И КАК ОН ПОЯВИЛСЯ?
Меня зовут Юханн Никадимус, Юханн - это имя, Никадимус - фамилия. Я живу в Москве и, кроме прочего, занимаюсь русским шитьем жемчугом и реконструкцией кокошников по музейным образцам; сохраняю и даже развиваю технологии древнерусского шитья жемчугом. Проще говоря, я шью "копии" исторических головных уборов 18-19 веков, которые носили русские девушки и женщины в городах и селах: кокошники, венцы, почелки, коруны, лунники, кички...

У меня нет специального или любого декоративно-прикладного образования. В 2014 году я задался вопросом что это такое большое красивое на головах на старинных портретах и фотографиях, из чего это сделано. Понятно как сшит сарафан - раскроена и сшита ткань, не понятно что такое "кокошник". Золотошвея Ярина Николаева, руководитель фольклорного ансамбля "Таусень", где я тогда пел, предложила научить меня.
– ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В НЕМ?
Самое интересное в моей работе - изучать "одинаковые" головные уборы, находить в них разницу и открывать взаимозависимости и логику ушедших безымянных мастериц.

Еще - чувствовать, что занимаешься своим делом.
Если прошлые жизни существуют, то я, определенно, этим уже занимался.
– РАССКАЖИ, ПОЧЕМУ ЭТО АКТУАЛЬНО СЕЙЧАС?
Реконструкция традиционного костюма и в частности кокошника актуальна сейчас (и будет всегда) во-первых, потому что это мост из прошлого в будущее, связующее звено Культура-Цивилизация.

А во-вторых, все знают что такое кокошник и мало кто его видел - рассказывать об истории костюма и быть специалистом в узкой области дизайна - чрезвычайно интересно.

Третье, когда говорят о "наших русских корневых" промыслах, чаще всего упоминают гжель, пуховый платок, матрешку и тп - промыслы 19 века. А шитье жемчугом по настилу возникло гораздо раньше, оно упоминается в России еще в 10 веке и было массово популярно почти повсеместно примерно до конца 19 века. Такого высочайшего уровня мастерства эта техника достигла только в здесь, посмотрите, например, на церковные облачения 16-17 веков, такого нет нигде в мире.
– ЕСТЬ ЛИ У КОКОШНИКА БУДУЩЕЕ В ГАРДЕРОБЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА?
Мода сейчас позволяет носить все и все сочетать. Если вы достаточно эксцентричны и обладаете большим вкусом - можно носить настоящий кокошник, кроссы и плащ Yohji Yamamoto или дешевый бомбер.

Но я чаще предлагаю украшать репликами кокошников интерьеры, как это уже принято делать с африканскими статуэтками и масками, афганскими коврами, кимоно и так далее. Исторические предметы быта в современном доме - это всегда красиво и по-хорошему дорого.
– КАКИМИ ЕЩЕ ПРОЕКТАМИ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ?
Кроме реконструкции, я управляю студией "Проектные мастерские" – это дизайн-центр на 500 кв метров, здесь есть независимые студии дизайнеров, большой швейный цех с промышленным оборудованием, который работает как коворкинг для дизайнеров одежды и конструкторов, и здесь же базируется наша команда FRESHBLOOD. Мы работаем b2b – разрабатываем концепции и коллекции для марок одежды, интерьеры магазинов, занимаемся брендингом. Мои коллеги Анна Черных и Владимир Тилинин уже больше 10 лет ведут курс "Дизайн одежды" в Британке.
– ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ ПРЕДМЕТ В ДОМЕ ИЛИ ГАРДЕРОБЕ С ИСТОРИЕЙ И ПОЧЕМУ?
Мой любимый предмет гардероба – брюки и ботинки мужской марки одежды Infundibulum из дипломной коллекции дизайнера. В 2014 году, когда Илья Варегин выпускался из БВШД, его проект произвел на меня колоссальное впечатление, которое не оставляет меня исейчас. И по правде, весь выпуск того года – океан открытий, и сейчас актуальных.
– ЧТО БЫ ТЫ ПОСОВЕТОВАЛ ПОЧИТАТЬ/ ПОСМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ БОЛЬШЕ УЗНАТЬ О РУССКОМ КОСТЮМЕ, АКСЕССУАРАХ
Два самых крутых веб-ресурса о русском костюме: группа в ВК "Традиционный русский костюм" – она была создана независимыми экспертами, которые много лет каталогизируют информацию о русской одежде.

И сайт goskatalog.ru – здесь с недавнего времени российские музеи, в том числе очень маленькие региональные, выкладывают экспонаты своих запасников, часто с подробным описанием.
– ВДОХНОВЛЯЮЩИЙ АККАУНТ, НА КОТОРЫЙ ТЫ ПОДПИСАН В ИНСТАГРАМ?
Я люблю аккаунт @nacitopak, его автор коллекционирует паблики очень интересных керамистов со всего света.

Еще люблю @nature о природе и несколько магазинов узбекских и винтажных материалов для шитья.

@fyrclothes обязательно - за мысли и истории.
Все кадры взяты из инстаграма Юханна
Поделиться в социальных сетях
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ
ЕЩЁ
Made on
Tilda