Письма от fy:r
Подпишитесь на email-рассылку, чтобы оставаться с нами на связи.
В письмах мы делимся вдохновением, новостями
и специальными акциями только для коммьюнити

Дарим скидку 15% на первую покупку
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

о колледже дизайна и декоративного искусства

На прошлой неделе знакомая пригласила меня посмотреть музей в колледже дизайна и декоративного искусства при имени МГХПА им. С.Г. Строганова. Я никогда о нем не слышала, и особо не понимала, чего ждать от встречи.
Мы встретились в колледже, и Вика показала музей, в котором хранятся дипломные работы студентов и этнография, рассказала, что его хотят перенести из небольшого помещения и так впритык заставленного иконами и предметами ДПИ в еще более маленькое, а это отдать под новые аудитории.

Колледж, основанный в 1920 году как Московское художественное училище прикладного искусства и в 30-е за работы студентов регулярно получавший награды на Всесоюзных и международных выставках, сейчас открывает все больше факультетов дизайна – web, ландшафтного, графического, даже арт-дизайна (?), так что студентам специальностей ДПИ приходится переезжать во все меньшие и меньшие мастерские.

Вика преподает на отделении лаковой миниатюры – это роспись по дереву и металлу: всем известные Палех, Холуй, Жостово, Нижний Тагил, моя любимая народная роспись Северной Двины. На отделении учится 9 человек.
Также в колледже есть отделения Ткачества и Ковроткачества, Кружевоплетение, Иконопись и Художественный металл.
Основным моим вопросом был «Куда идут работать студенты после окончания колледжа и академии?», и четкого ответа нет. После колледжа студенты поступают с высшие художественные училища (Строганова, например), а потом становятся в основном самостоятельными художниками, и ремесло не находит своего выхода в профессиональной деятельности. Поддержки со стороны руководства колледжа или государства тоже нет, даже материалы для обучения (краску, лаки, деревянные доски и основы из папье-маше) приходится закупать самостоятельно.
Выгодно отличается от других отделений Иконопись: здесь всегда находится работа (реставрационная или в новых храмах), и можно договориться о спонсорстве для дипломного проекта, если согласовать тему и отдать после работу в храм.

Комментарии смотрительницы музея были настолько удручающими и тленными, что мои попытки убедить ее в возрастающем интересе к традиционной культуре не увенчались успехом, и я сама в нем засомневалась. В разговоре всплыла большая проблема страха копирования работ и тем: ремесло – это не индивидуальный, а собирательный стиль определенной местности, в котором работает множество художников, и если освоить технику, можно достаточно точно повторить работу другого автора. Поэтому многие старые мастера боятся выкладывать в интернет свое творчество, препятствуя таким образом распространению знания о традиционном искусстве. Их можно понять. И эту проблему определенно нужно решать в цифровую эпоху.
В колледже я остро почувствовала разобщенность коммьюнити людей, которые любят или профессионально занимаются традиционной культурой: колледжи не связаны с фабриками, студенты не знают о конкурсах или о возможностях поддержки от государства (есть ли она?), музей боится выходить онлайн, чтобы работы не были «украдены». При этом фабрикам остро не хватает свежей крови, понимающей специфику современного быта и культуры. А студентам (по комментариям Вики) очень нравится роспись и народная наивная эстетика.

Очевидно, что есть общее ощущение в воздухе – все ещеможно поменять, мы еще не пересекли точку невозврата. Здесь хочется перезнакомить и передружить всех, кто интуитивно понимает, что традиционную культуру стоит сохранять не только в музеях, но и в практиках, в ремесле. Да, четкой экономической причины это делать пока нет (в отличие, например, от иконописи), но ответ где-то рядом.
Made on
Tilda