«красота земная»
мысли после выставки «Красота земная: образ женщины в народной культуре» в Этнографическом музее Петербурга
В Этнографическом музее Петербурга проходит выставка «Красота земная: образ женщины в народной культуре» – о традициях и законах красоты, которым следовали женщины разных народов на территории России. В витринах традиционные костюмы, головные уборы и украшения. Домашний текстиль, приспособления для умывания и ухода за телом поражают красотой и разнообразием. «Вот оно diversity!» – моя первая восторженная мысль.
Но после прочтения описания к выставке и отдельным витринам, внутри начинается протест. Все эти искусно сделанные украшения, баночки с маслами, парчовые сарафаны и деревянные туфли на высоких подставках использовались женщинами, чтобы соответствовать идеалу.

Каждый народ имел свои представления о женской красоте. С раннего возраста даже не родители, а общество в роли повитухи навязывало человеку, каким он должен быть. «Идеальный образ начинали формировать сразу после рождения ребенка» говорится в описании выставки. Только родившегося человека сразу обмазывали специальными растворами, мяли голову и тело, туго пеленали, чтобы придать определенную форму, подкладывали и подвязывали подушечки, чтобы выпрямить ноги, обматывали, боясь оттопыренных ушей, и строго следили за положением тела в кроватке.

По мере взросления мама с помощью кукол рассказывала дочери о том, какой должна быть настоящая красавица, и своим примером посвящала во все обряды заботы о красоте тела. И так на протяжении всей жизни женщина следовала правилам, принятым в ее сообществе от закрытых головным убором волос для замужней женщины до темного сарафана для пожилой.

Например, для большинства славянских, балканских народов и населения Балтики идеалом считались упругие в икрах и прямые ноги, широкие большие ступни. Женщины надевали по несколько чулок, сапоги гармошкой или оборачивали ноги онучами ровно и толсто, чтобы были «как полено».

Регулировалась не только толщина ног, но и походка, которая должна была быть легкой и плавной (плотно обернутая онучами).

Во время свадебного обряда проводилась церемония смены головного убора с девичьего на женский, что означало переход девушки в статус замужней женщины. Считалось, что непокрытые женские волосы привлекают несчастья – неурожай или падеж скота. Конечно же, что как не волосы виноваты в болезни животных?

Своим внешним видом женщина должна была показывать готовность усердно работать, продолжать род, а потом по мере старения становиться незаметной, и традиционный костюм решал эту задачу, подчеркивая тонкую талию или широкие бедра, пышную грудь или полные ноги, позволяя нивелировать индивидуальные особенности каждой фигуры.
Своим внешним видом женщина должна была показывать готовность усердно работать, продолжать род, а потом по мере старения становиться незаметной, и традиционный костюм решал эту задачу, позволяя нивелировать индивидуальные особенности каждой фигуры.
Мой сегодняшний ревностно относящегося к личной свободе мозг цепляется за слова, моментально протестует и отталкивает уклад жизни предков как сковывающий и ограничивающий. Но если подумать, эти законы красоты были не только «ограничивающими», но и «ограждающими» – от беды, болезни, смерти.


В юности я читала книгу Ивана Ефремова «Лезвие бритвы». Не помню ни сюжета, ни героев, но навсегда в голове осталась мысль, что в природе и в ранних человеческих культурах «красивым» считалось то, что в первую очередь удобно для жизни и продолжения рода.


«Красивый» нос должен быть прямым, потому что так удобнее вдыхать воздух. Женские бедра должны быть широкие и округлые, потому что так удобнее рожать ребенка. Длинные волосы считаются красивыми и наделенными волшебными свойствами со времен, когда люди еще не знали одежды и ими можно было закрыть ребенка от непогоды на груди матери.


Требования к красоте трансформировались с изменением человеческих занятий и условий жизни – дородная девушка с большей вероятностью выживет в голодные годы и лучше будет работать в поле, чем худенькая, поэтому она «красивее».

Сегодня мы бы назвали это хорошим человеческим дизайном, законы которого – традиции – хранили старцы, знающие обо всех препятствиях на жизненном пути.
красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве.

«Лезвие бритвы», Иван Ефремов
Но по мере увеличения роли страны на фоне деревни функцию хранящего традиции и знающего «как правильно» переняло на себя государство, а потом незаметно для всех – массовая культура, которая навязывает нам идеал, а мы как-будто разучились (или никогда не умели?) критически мыслить и слепо продолжали следовать тому, что «красиво», потому что «правильно». «Правильно» что? Делать фото для инстаграма? Пить вино на веранде кафе? Сидеть за компьютером в офисе? Вызывать такси, чтобы довезти чемоданы до аэропорта?


На большой части планеты человеку больше не требуются сильные ноги, чтобы убегать о хищника, и традиции не ограничивают женщину в том, как ей выглядеть и что носить. Сегодня наше тело наконец оставили в покое. Это дало свободу им распоряжаться, которую мы до сих пор не можем осознать до конца.


Но кроме долгожданной свободы это ставит перед нами новые вопросы: «А каким оно должно быть?», «Какое мне нужно тело, чтобы быть счастливой?», ответы на которые в отсутствие стандартов красоты теперь приходится искать самостоятельно.
Теперь мы знаем, как работают витамины и гормоны, что любовь и близость не связаны с внешностью, а ум и конвенционная красота – независимые друг от друга понятия, но до сих пор верим, что потеря пяти килограмм принесет счастье. Может быть потому что верить в «идеалы красоты» проще, чем пытаться понять, что на самом деле сделает нас счастливыми?
Может быть потому что верить в «идеалы красоты» проще, чем пытаться понять, что на самом деле сделает нас счастливыми?
Выставка проходит в Этнографическом музее Петербурга до 10 октября 2020 года.
Подробности на сайте музея
Made on
Tilda