Об эстетике локального текстиля
Вчера после недельного отпуска, можно сказать, без связи погрузилась в мир российского текстиля. Я уже делала подобное в начале 2020, чтобы найти ткани для летней коллекции, но тогда поиск был импульсивным, я бы даже сказала — нервным, и увенчался рубашкой из хлопка с Барановским принтом от фабрики «Шуйские ситцы». Подробно рассказывала об этом здесь.

Сейчас мне хочется более обстоятельно подойти к вопросу покупки локальных тканей — впереди новогодняя капсула, и в октябре я участвую в дискуссии «Можно ли сшить коллекцию из российских тканей» на форуме Beinopen.
Я была готова к тому, что в надежде найти ткани, пригодные для производства одежды, мне придётся продираться через тысячи невыносимых дизайнов для постельного белья, ветошь, марлю и брезент.

Где-то производители вообще не предполагают, что к ним могут прийти за чем-то кроме постельной бязи, и на сайтах висят бесконечные футажи спален. 40 производителей? 50 страниц с дизайнами на каждом сайте? Риторический вопрос «Кто все это покупает?» сразу находит ответ в окружающей атмосфере: неудивительно, что россияне часто так тревожны, нервозны и озлоблены, если первое, что они видят, открыв глаза — это кислотные цветы на фоне уродливых зверей.

Часть фабрик все-таки осознаёт, что из хлопка можно шить платья, и здесь нас ждут уже футажи грудастых блондинок на шпильке и векторные заготовки платьев — такие же я раскрашивала в детском саду, когда внутри формы нужно было нарисовать свои бантики и цветочки.

Кроме безумных принтов, условно технических тканей, брезента и матрасного тика в России производят махру, гобелены, церковное облачение и шерстяные рейтузы. И все это так плохо, что иногда даже хорошо. Нам не хватает только российского Ричарда Квина и узаконенной свободы самовыражения, чтобы радужные полотенца «ручеёк» не вызывали те же чувства, что и картина Артема Лоскутова.

Уже не помню, как я попала на сайт подарков «Русь великая» (пожалуйста, не гуглите), где уровень пост-иронии так высок, что в карточке с расписанным под хохлому жезлом ДПС с названием «Денежная палочка» рассказывается про «незаменимый на кухне каждой хозяйки предмет — скалку».
Сразу после 10-часового мучения за компьютером, мой посыл для этого поста был таким: «Никто кроме нас. Нужно скорее менять систему и создавать новую эстетику современности».

Но сегодня я остыла и понимаю, что отворачиваться от этого «русского безумия» бессмысленно. Он потому и существует, что его создатели сознательно или нет закрыли глаза на то культурное, чем обладали, и захотели продавать «особомодные дизайны» (термин из фильтра по принтам на большинстве сайтов).

Им настолько опротивела эта советская равномерность и недоступность всего, что захотелось яркого, золотого, безумного, праздника. Посмотрите на себя после трёх месяцев карантина в квартире? Каждый выход за хлебом и в гости — вечеринка! Каждую поездку загород хочется превратить в путешествие! И представьте так 70 лет только без интернета и со всем, что пережили наши родители.

А ведь в советском дизайне было много лаконичного, чистого, аккуратного — да стандартного, да — не от хорошей жизни — но ведь было. Только сегодня купила шикарное драповое — стандартное —советское пальто идеального кроя и качества в Свалке.

А в перестройку захотелось выкинуть из дома эту серость как скучное, старое, «такое же как у всех» — и пошли гобеленовые котики, леопардовые махровые полотенца и кислотные цветы в золотой оправе.

Они такие же наши как «возрождаемые» палех или вологодское кружево. Мы уже не стесняемся любить песни Агутина и Пугачевой и носить секонд из 90х, и этот визуал — плакаты, журналы и домашний текстиль — часть нашей культуры, которую надо не выплюнуть, а прожевать, смакуя каждый кусочек. Только тогда мы сможем продолжить культурное развитие, а не делать то же, что и предыдущее поколение — разорвать все связи и построить из заимствований — все
Сегодня происходит ровно то, что нам было недоступно в середине 20го века — перемешивание, взаимопроникновение, взаимодействие всех со всеми
Сегодня сложно говорить о заимствовании — происходит ровно то, что нам было недоступно в середине 20го века — перемешивание, взаимопроникновение, взаимодействие всех со всеми. Но европейцев отличает то, что внешнее у них попадает в плодородную почву сильной локальной культуры, а мы отнекиваемся от того, что с нами происходило в «сложные времена», притворяясь эстетами.

Мы — супер. И это супер именно из-за нашего необычного жизненного опыта.

Вопрос в том, что на дворе 2020, а в текстильной промышленности ничего не меняется. Надеюсь, это только потому что нет запроса от людей с новой эстетикой.

Старшее поколение хочет стабильности — они получают ее везде, где это возможно — в кругу старых друзей, в продуктовом, в магазине для дома, на работе. Зачем менять настроенные процессы, если и так нормально? Это мы готовы тестировать, экспериментировать, коллаборировать, потому что нам нечего терять. А когда кислотные цветы работают — только ничего не трогайте, пожалуйста.

Нам остаётся только хотеть менять и менять. Потому что все-таки «никто кроме нас».

А с тканями для производства одежды все грустно, но это в итоге тема для другого поста.
Made on
Tilda