Есть ли он, русский стиль?

«Человек ищет чувство единения. Русский стиль служит для выражения этого чувства, то есть отражения нашего общего восприятия социальной реальности через сочетание традиционных культурных кодов и актуальной эстетики. Осталось понять, что нас объединяет.»

В рамках масленичных мероприятий в Царицыно вышло видео, в котором Patriart Project попросили дизайнеров коротко поделиться мыслями о русском стиле. Я была очень рада такому запросу и регламенту на длину записи, потому что наконец собрала в 15 секунд свои мысли. Слова, которые я говорю в самом конце видео выражают мое непопулярное мнение о том, что современного русского стиля не только нет, но что создать его сегодня естественным путем может быть невозможно.
Видео для совместного проекта Patriart Project с музеем-заповедником Царицыно в рамках масленичной недели 2021.

Patriart Project попросили современных художников и дизайнеров рассказать, чем для них является Русский стиль.

Здесь собраны ответы:
Елена Ква - художник-керамист Folkva
Кирилл Чижов - скульптор Кирилл Чижов Kirill Chizhow
Маша Андрианова - дизайнер одежды Masha Andrianova
Люба Тепцова - дизайнер одежды, орнаменталист Luba Teptsova
Наталья Костомарова - дизайнер My Larec Natalya Kostomarova
Дмитрий Чекучинов - художник по дереву Дмитрий Чекучинов
Оксана Маякова - художник-керамист Oksana Mayakova
Иван Хафизов - автор проекта Nalichniki
Варвара Зенина - дизайнер одежды Варвара Зенина
Оксана Пертель - дизайнер одежды Objet / Обже'
Светлана Сальникова - дизайнер одежды fy:r
Человек ищет чувство единения. Русский стиль служит для выражения этого чувства, то есть отражения нашего общего восприятия социальной реальности через сочетание традиционных культурных кодов и актуальной эстетики.

Осталось понять, что нас объединяет
Национальный стиль – это не просто художественный жанр, для которого достаточно существование нескольких последователей, а визуальное выражение сути менталитета всех людей одной национальности; собирательный образ, который, может быть и не отражает большинство русских, но к которому нам хотелось бы стремиться.

Когда мы говорим о национальных стилях, в первую очередь на ум приходят архитектурные и интерьерные стили, принципы которых дальше распространяются на стиль одежды, графический и промышленный дизайн. Скандинавский стиль, английский, итальянский, французский – кажется, там все понятно – визуал хорошо отражает то, как мы представляем себе людей.

И тут сразу множество вопросов к нам.

В силу размера и многонациональности нашей страны все мы – на половину, четверть, десятую представители других народов. Хорошо, допустим русский стиль должен отражать нашу русскую идентичность как часть множества идентичностей нашего сегодняшнего «я», ведь никто не запрещает сочетать нам душегрею с шелками, джинсами и унтами. Но как выразить и актуализировать идентичность русского народа, даже если обратиться к корням? Городская культура после Петра Первого развивалась преимущественно на основе европейского заимствования, а крестьянская сильно зависит от региона – Русский Север кардинально отличается от Русского Поволжья, которое в свою очередь отличается от Черноземья, Центра и других регионов.
Русский Север
Архангельская губерния, Шенкурский уезд
Воронежская губерния
Симбирская губерния
Московская губерния
Нижегородская губерния
Орловская губерния
Рязанская губерния
Тамбовская губерния
Выставка «Le Costume Populaire Russe» в музее Ив Сен Лорана, 2009, Париж
Бенедикт Андерсон в своей теории воображаемых сообществ рассматривает нацию как сконструированное комьюнити, идея которого изначально нужна была власти, а люди поддерживают ее по умолчанию, не подвергая сомнению. «В конечном счёте именно это братство на протяжении двух последних столетий дает многим миллионам людей возможность не столько убивать, сколько добровольно умирать за такие ограниченные продукты воображения».

Что объединяет меня с Василием из деревни Лаврово (все совпадения имен случайны)? То, что мы оба русские? А объединяет ли это меня с ним?

Андерсон тут же предлагает связь нации и стиля: «Сообщества следует различать не по их ложности / подлинности, а по тому стилю, в котором они воображаются». То есть, говоря «русские» мы по умолчанию подразумеваем что-то, что отличает «русского» от «не русского». Русские разных губерний – великороссы, – рождались и проживали на определенной территории, но объединяющая нас ниточка оборвалась с развитием транспортного сообщения и отмиранием принципа «где родился, там и пригодился».
Кроме поиска того, что объединяет нас сегодня, есть второй путь – создать образ жизни русского человека и его визуальное воплощение в стиле, к которому захочется стремиться. И я считаю, что этот вариант хуже, чем первый.

В 20м веке попытка создать образ «человека новой страны советов» привела не только к размытию уникальных культурных различий множества наций, входящих в состав союза, но и к полному уничтожению не желающих соответствовать новому образу – уравниловка неизбежно сглаживает все углы. Все больше погружаясь к тему деколониальности культур, я понимаю, что пропагандировать объединяющий образ мы просто не имеем права: находясь в состоянии постколониальности, задавленные образом «передового экономически и идеологически развитого запада», нам стоит сначала обратить внимание на себя, разобраться с тем «кто такой я?» и «кто такие люди вокруг», а потом решать, хочется нам иметь что-то общее с Василием из деревни Лаврово или нет.
Язык – это средство коммуникации, и именно с помощью языка мы можем объяснять свои различия и в согласии и уважении жить рядом с людьми, с которыми нам необязательно иметь что-то общее.
На фейсбуке видео о русском стиле прокомментировали словами: «Объединяет нас прекрасный космический русский язык». Сначала этот ответ мне показался непонятным, потому что язык не может однозначно определить визуальный стиль, а теперь я думаю, что именно в этих словах и может состоять отгадка. Язык – это средство коммуникации, и именно с помощью языка мы можем объяснять свои различия и в согласии и уважении жить рядом с людьми, с которыми нам необязательно иметь что-то общее.

Возможно, что спокойное и открытое отношение к различиям, многоликость русских корней и состояние постоянного поиска пути, понимание изменчивости мира и культуры и может объединять нас, русских? А может быть, и россиян.
Made on
Tilda