Письма от fy:r
Подпишитесь на email-рассылку, чтобы оставаться с нами на связи.
В письмах мы делимся вдохновением, новостями
и специальными акциями только для коммьюнити

Дарим скидку 15% на первую покупку
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Архангельский сайт-специфик спектакль «Север»

В начале апреля я летала в Архангельск. Соскучилась по Северу и, наткнувшись на новость о том, что спектакль «Север» Архангельского Молодежного театра и арт-группы «Просо» номинирован на Золотую Маску, купила билеты.
Это сайт-специфик спектакль, где в здании Морского Вокзала нас встречает около 20 персонажей, значимых для Севера. Зритель бродит по комнатам, минимальными средствами создающим атмосферу героя, слушая голоса из динамиков. Это истории людей разных эпох и занятий, иногда это вообще не люди, а явления или, например, СССР или трамвай. Послушать все невозможно, потому что длина всех записей около 19 часов. Часть комнат создана как чилл-зона, чтобы отдохнув от услышанного, можно было продолжить погружение в Север.

Это спектакль, где мы сами решаем, хотим мы в эту пучину грусти и странностей или готовы только пробежаться по верхам, чтобы не сотрясать своё романтизированное представление о Севере. Зритель бродит по комнатам, задерживаясь дольше в одном месте, а из другой комнаты уходя через пару минут.
Чтобы вы чуть больше представили это, надо рассказать, как создавался спектакль. Вся его перформативность будто осталась за кадром, перенося зрителя из зала внутрь спектакля. Актеры самостоятельно проводили исследование о выбранном персонаже, изучая его жизнь, читая интервью (если они есть), тексты, записи, все, что можно было найти. А потом приходили в образе на интервью к режиссёру Сергею Чехову, задачей которого было создать мост между настоящим и прошлым, стереть в разговоре десятки лет и окружающую нас действительность, вывести актера из равновесия данных из Википедии, задавая неудобные вопросы, докапываясь до сути и до чувств.
И часто в комнатах создаётся полное ощущение документальности записей, полное присутствие героя здесь в здании Морского Вокзала в 2021 году, при этом мужского персонажа может озвучивать девушка, а иногда интервью нет совсем и его заменяют звуки или песня.

Выбор персонажей сталкивает нас не с декоративно-прикладным искусством, не с романтической северной деревней или природой, а с жизнью людей, полной всем известных исторических событий или с тайнами, закрытыми от глаз общественности. Это вообще не «герои» в обычном представлении. За историями мореплавателя Георгия Седова и сказочника Степана Писахова нас ждут разговоры с Эрнестом Бо — парфюмером, создавшим аромат Шанель N5 и бывшим жестоким руководителем концентрационного лагеря на острове Мудьюг в Белом море. Это история пинежской девушки Икотницы, не знающей куда деться от своей особенности, история молодого революционера и поэта Федора Чумбарова Лучинского, в 22 года погибшего при штурме Кронштадта, серийного убийцы Владимира Третьякова, святого Артемия Веркольского, монахини, молодой учительницы русского языка и слова Божьего, отправленной в первые годы революции на Соловки, и других.

Моя любимая комната – «Береговые матросы» – реальная комната матросов Морского Вокзала, в которой все оставлено как есть – фотографии, плакаты, замусоленная посуда, ключи и Северная Двина за окном, создавая ощущение, что ребята просто вышли покурить. И Таня Буланова в песне просит не плакать, но не получается – от осознания странности нашей жизни, от которой мы пытаемся спастись, но не можем.

В комнате Георгия Седова с нами говорят сразу два персонажа – один об открытиях, великих свершениях и красоте Севера, а второй – одновременно – о цинге, холоде и невозможности там выжить, будто помутненное сознание все перемешало и ничего уже не разобрать.
На втором этаже в остекленном зале нас встречает огромный скелет нерпы – «зона пустоты», в которой как и в Севере «тонет» зритель, и как бы мы не старались объять его – через истории, знания, путешествия по земле или во времени – Север все равно больше.

Структура спектакля, процесс его создания, выбор героев создает понимание, что территория Севера – это не великие истории великих людей, а почва, в которой каждая история прорастает как трава в поле, каждая история важна, как капля в море. Это дает понимание, что наши дела, мысли, чувства – каждого, кто считает себя связанным с Севером – это истории сегодняшнего Севера, которые влияют на то, каким он будет завтра.
Авторы Сергей Чехов / Анастасия Юдина / Владимир Бочаров / Архангельский молодежный театр
Постановка Сергей Чехов
Сценография Анастасия Юдина

Спектакль «СЕВЕР» на сайте Архангельского Молодежного Театра Панова
Made on
Tilda