Удивительно, что все картинки из презентации я уже видела, часть информации знала, но чтобы связать в единую картину, нужно обладать значительно большим багажом знаний.
Андрей рассказывал в первую очередь о том, как промысел менялся под влиянием экономики и новых потребностей людей — в первый раз в период развития промышленности, появления фабрик, потом — в советское время, когда все декоративное начало считаться буржуазным и не принималось в новую советскую Культуру. Так, палехские иконописцы переключились на миниатюру с Лениным и броненосцами, подсмотрев использование «шкатулки» как носителя в Федоскино.
Интересная история у золотного шитья, которое было очень хорошо развито в разных губерниях при монастырях, потому что в основном вышивали церковное облачение, но заказы выполняли для всех слоев населения, которые были готовы платить: и для городского дворянства, и для зажиточного крестьянства. Поэтому мотивы орнамента «перетекали» из модных городов в деревни, несмотря на традиционность формы крестьянского костюма.
Андрей много говорил о выживаемости промысла в новой советской экономике. Так, лучше всего себя чувствовали павлопасадские платки, потому что шерстяной платок — это удобно. Как и домашний текстиль. И то, и другое до сих пор используют и носят в России.
Скатерти использовал в своей коллекции «Казань» ещё Поль Пуаре, которого позвала в Россию Надежда Ламанова. Он влюбился в смесь востока и запада, который увидел здесь на ярмарках, улицах, храмах. Потом в условиях дефицита именно платки и скатерти стали спасением для дизайнеров, сначала Надежды Ламановой, а потом Вячеслава Зайцева.
Про историю Надежды Ламановой до революции и после стоит сделать отдельный материал, а платки в коллекциях Зайцева сейчас нам кажутся просто неприличными. Но если знать, что он в условиях железного занавеса он использовал бракованные платки фабрики, история принимает другой оборот. То же самое сейчас делает Ochii, и это нам видится классным.
Андрей не затрагивал на лекции сегодняшнее время. Но кажется, что стоит двигаться в сторону поиска актуальной — модной — визуальной формы для выживших промыслов. Хороший пример — Крестецкая строчка, проект текстиля «Накрой», сотрудничество Ульяны Сергиенко с Елецкими кружевами и другими фабриками.
Я в fy:r почти не работаю с декоративными техниками, рассматривая традиционный костюм больше как униформу, которую каждая крестьянка наделяла своим смыслом, вышивая орнамент и создавая индивидуальный декор. Сегодня мы наделяем одежду личными историями по-другому.
Инстаграм Андрея Боровского с анонсами лекций