выставка «Русский Север» в ГИМ

Сразу после Arctic Art Forum в Архангельске узнать о том, что в Москве открывается выставка о Русском Севере – это как мороженое после десерта. Восторг и хочется скорее пойти, но нужно затормозить себя, чтобы не смешивать эмоции.

Я собиралась на нее несколько дней. Не хотелось идти уставшей вечером или в один день с другими важными делами. Хотелось не спешить, насладиться, провести на выставке столько времени, сколько нужно.
Я вошла в зал и сразу видела его – костюм с юбкой и шугаем из золотого жаккарда, который много раза рассматривала в книгах, на фотографиях в интернете в разном качестве и цветопередаче. «Вот мы и встретились», подумала я. Он уже как старый знакомый, за жизнью которого я слежу только по фото в социальных сетях, где непонятно, какой он на самом деле. Пузатый и точеный, рукав, собранный из десятка кусочков, приглушенное золото на основе цвета полыни с нежно-розовыми цветами.

Я ходила вокруг, уткнувшись носом в стекло, пытаясь запомнить, даже прочувствовать гармоничность его формы, соотношение маленьких складочек на рукавах с крупными на кокетке, округлости рельефа на спинке и объемности рукава, ширины скрадок и высоты спинки. Расстраивалась, что из-за тусклого освещения, «необходимого для сохранения объектов», не могу сфотографировать все детали – в стекле все время отражалась то лампа, то витрина напротив, то я.
Выставка не очень большая. Пять или шесть залов. Но предметы подобраны так, что каждый вызывает восторг. Нет лишнего или повторяющегося. Каждая крынка или туесок, расписная дверь и вышитое полотенце хочется рассматривать до мельчайших деталей. Первый зал, где представлено чернение по металлу, резьба по кости, гравюра, головные уборы и тот самый шугай вызывает такой восторг, будто кураторы в одном месте собрали сконцентрированное доказательство самобытности и мастерства создателей декоративно-прикладного искусства Русского Севера.
Второй зал с предметами быта понравился мне больше. Здесь как будто входишь в крестьянский дом и попадаешь в окружение красоты – львы на деревянных шкафах, птицы и цветы на коробах и крынках, обереги на рубахах и рушниках, расписные сани и конь с верхушки деревенского дома, выточенный из ствола очень толстого дерева с корнем – древний символ солнца. При этом здесь нет «безделушек» – из посуды едят, одежду носят, шкаф хранит утварь, на прялке прядут. Все используется по назначению. Каждая вещь создана для дела, но наполнена красотой, отражающей отношение северного русского к природе, семье, жизни.

Другие залы посвящены иконам, истории Соловецкого монастыря и старообрядческому лукбу, который совершенно поразил меня техникой – детальной но такой по-человечески наивной, не оторванной от жизни.
Важно сказать, что выставка организована при участии проекта «Общее Дело», который восстанавливает деревянные храмы на Русском Севере. Я ожидала больше материалов о деревянном зодчестве, которое по праву считается шедевром культурного наследия, хотя на выставке представлены оригиналы рисунков Билибина с изображением храмов после его поездки на Север и макет огромного северного дома.

Тем более в дополнительно организован лекторий, в котором будут рассказывать о деревянном зодчестве в том числе.
За 12 лет активисты фонда "Общее дело" провели 320 экспедиций, исследовали больше 300 часовен и храмов и в 146 провели восстановительные работы. Но кому это нужно, если большинство людей не знает о Севере ничего? Какое у москвичей может быть отношение к вывозу мусора в Архангельскую область? Холод. Мороз. Кто там может жить? Что там восстанавливать? Эта выставка рассказывает о богатой культуре, которая как деревянные часовни рассыпается на глазах. О культуре, созданной на территории, которая может превратиться в помойку.

Пожалуйста, сходите на выставку, чтобы глазами увидеть то, что мы теряем.
До середины мая в Государственном Историческом Музее.
Анонс выставки на сайте ГИМ.
Made on
Tilda