Блог «Северный минимализм»

Лекция «Передвижники и другие: крестьяне в русской живописи»

Хочу посоветовать лекцию «Передвижники и другие: крестьяне в русской живописи» из курса Арзамас по истории русской культуры.

В лекции рассказывается о том, как образ крестьян появился в живописи, почему художники обратили внимание на «безмолвствующее большинство» и как менялся этот образ в течение 19 века.

Мы, рассматривая картины, изображающие жанровые сцены из жизни народа или тем более — портрет крестьянина (понятие, которого вначале вообще не могло существовать в живописи) упускаем из виду субъективное отношение художника к предмету: его статус по отношению к народу, его знание жизни народа, желание обратить внимание на детали и исказить действительность. Мы представляем это как факт, фотографию жизни, в то время как картина, как и любое произведение искусства — это субъективный взгляд автора на мир.

Очевидно не разбираясь в жизни народа в девятнадцатом веке, мы не видим противоречий в праздных картинах Венецианова, изображавшего «отдыхающих» крепостных, или наоборот — независимости во взглядах бурлаков Репина.

Ясно, что историю культуры невозможно изучать оторванно от истории социума, так же как и сегодня искусство является отражением социальных переживаний. Так же ясно, что изучить, знать, понимать все — невозможно. И на многое — нет однозначных ответов «хорошо» это или «плохо» и уже невозможно узнать, что происходило на самом деле.

Единственным выходом мне видится — критическое, открытое восприятие культуры, как классической, так и современной.
Культура
Made on
Tilda